Перейти к содержимому


Фотография

Печати церковных иерархов


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 16

#1 Оффлайн   Верстак

Верстак

    Эксперт сфрагистики

  • Модераторы
  • 1 244 сообщений
  • 1044 спасибо

Отправлено 12 Октябрь 2015 - 12:16

Датированные печати иерархов русской церкви (домонгольский период)

Проблема персональной приуроченности печатей, принадлежавших иерархам русской церкви, накопила к настоящему времени обширную библиографию. Однако отчетливо сформулированные критерии хронологической зависимости оформления сфрагистических типов до сих пор отсутствуют. Так, предложенные В.Лораном и В.Л.Яниным варианты датировки печати митрополита Иоанна из Думбартон-Оксской коллекции с поясным изображением Богоматери "Знамение" на одной стороне и греческой надписью "+Q(eoto)ke b(oh)q(ei) Iw(annh) m(ht)r(o)po(lith) Rws(ia)V" на другой отличаются почти на полтора столетия, причем хронологические расхождения не случайны, а, напротив, вытекают из наблюдений над элементами оформления печатей: В.Лоран (Laurent 1963: 600) датировал печать концом X - началом XI вв. и атрибуировал ее митрополиту Иоанну на основании малого размера (диаметр около 15 мм), особенностей рисунка и надписей; В.Л.Янин (1970: 51), полагает, что типологически печать должна входить в группу сфрагистических типов XII в., и связывает ее с деятельностью митрополита Иоанна 60-х годов XII в.

Очевидно, что хронологическая приуроченность печатей должна опираться, прежде всего, на надежно датированные сфрагистические типы. Для памятников сфрагистики, связанных с деятельностью иерархов церкви, строго говоря, таковыми следует признать лишь печати личная атрибуция которых бесспорна.
[1]. В подавляющем большинстве это - печати тех лиц, имена которых однократно встречаются в письменных источниках.
Митрополиту Феопемпту, упоминаемому в летописи под 1039 г., принадлежит печать, известная в трех экземплярах: на одной стороне помещено погрудное изображение св. Иоанна Предтечи, на другой - греческая надпись: "+K(uri)e b(oh)q(ei) Qeopem(p)to m(ht)rop(o)l(ith) Ros(iaV)", т.е. "Господи, помоги Феопемпту, митрополиту России"[3].

2. Митрополиту Георгию, которого летопись упоминает под 1072 и 1073 гг., принадлежат два экземпляра печати, оттиснутые одной парой матриц, и два экземпляра печати с модифицированным оттиском на аверсе[4]. На одной стороне печати помещено изображение св. Георгия в рост, на другой - греческая надпись: "+K(uri)e b(oh)q(ei) Gewrg(ho) m(ht)ropo(lith) RosiaV kai sugkellw", т.е. "Господи, помоги Георгию, митрополиту России и синкеллу".

3[5]. Имя митрополита Николая упоминается летописью под 1097 г. Этому митрополиту принадлежит печать (Янин 1970. №45) на одной стороне которой помещено поясное изображение Богоматери с младенцем на левой руке, а на другой четырехстрочная надпись: "+Sjr(agiV) proedr(ou) RwsiaV N(i)kolaou", т.е. "Печать проедра России Николая".

4-5. Митрополиту Никифору I прибывшему в Киев в 1104 г. и умершему в 1121 г. принадлежат две практически одинаковые печати (Янин 1970. №46, 47). На одной стороне печатей помещено поясное изображение Богоматери "Знамение", на другой - греческая легенда: "+Agnh skepoiV me RwsiaV Nikhjoron", т.е. "Пресвятая, воззри на меня, Никифора (пастыря) России". Надписи легенды отличаются написанием слова "России" - на первой печати написано RwsiaV, в то время как на второй - RosiaV. Атрибуция печатей именно этому Никифору, а не одноименному митрополиту конца XII в. подтверждается наличием группы хронологически и типологически близких печатей новгородских епископов Ивана Попьяна и Нифонта, а также галицкого епископа Козьмы.

6. Митрополиту Никите, прибывшему из Константинополя в 1122 г. и умершему в 1126 г., вероятно нужно отнести печать на одной стороне которой помещено поясное изображение Богоматери "Знамение", а на другой - греческая надпись: "+Sjragi(V) Nikhta RwsiaV episkopou", т.е. "Печать Никиты епископа России" (Zacos 1984. №645; Купранис 1995. №47а). Легенда печати называет владельца "епископом России" - сочетание весьма необычное. Однако, учитывая что топоним "Россия" на святительских печатях до сих пор встречался исключительно для обозначения киевской митрополии (Янин 1970. 5, можно полагать, что печать все-таки принадлежит именно митрополиту Никите, чье имя упоминается в митрополичьих списках единственный раз. Но если даже предположить, опираясь на мнение об особой роли белгородской кафедры (Голубинский 1901. 668-669; Щапов 1989. 36-37), что этой печатью мог пользоваться белгородский епископ Никита в период между смертью митрополита Никиты и прибытием в 1130 г. Михаила, то это не меняет датировку печати.

7. Митрополиту Михаилу, прибывшему в 1130 г. и уехавшему в Византию в 1145 г., принадлежит печать известная, как кажется, в двух экземплярах (Laurent 1963. №788; Янин 1970. №4[6] с поясным изображением Богоматери "Знамение" на одной стороне и греческой надписью на другой: "+Sjr(agiV) Mic(ahl) pimenarcou RwsiaV", т.е. "Печать Михаила, архипастыря России". Использованный сфрагистический тип делает невозможным даже предположение об отнесении печати легендарному одноименному митрополиту конца X в.

8-9. Известны две сильно отличающиеся по оформлению печати в легендах которых говориться о митрополите Константине. Одна из них (Янин 1970. №49) несет на одной стороне поясное изображение Богоматери "Халкопратийской", а на другой - греческую четырехстрочную надпись: "+Sjra(g)iV proedrou ®wsiaV Kwn(st)antinou", т.е. "Печать проедра России Константина". На другой, известной в трех экземплярах печати (Янин 1970. №51), помещено изображение Богоматери сидящей на троне (по определению Н. П. Лихачева в типе переходном от "Знамения" к "Печерской"), а на другой стороне - греческую надпись: "+KwnstantinoV ele(w) Q(eo)u m(it)ropol(i)thV pash(V) ®wsiaV", т.е. "Константин, божией милостью митрополит всея России". История знает двух Константинов, занимавших киевскую кафедру с очень небольшим промежутком между ними. Константин I прибыл из Византии в 1156 г. и всего через два года в 1158 г. вынужден был бежать из Киева в Чернигов где и умер в 1159 г. Константин II прибыл в Киев в 1167 г. и еще раз упоминается в летописях в 1169 г. Не уточняя пока кому именно из Константинов какая печать принадлежит, можно уверенно локализовать оба сфрагистических типа в указанных хронологических рамках.

10. Митрополиту Кириллу I, прибывшему в 1224 г. и умершему в 1233 г., принадлежит известная в трех экземплярах печать (Янин 1970. №53; Сотникова 1987. №7) на одной стороне которой изображена Богоматерь "Знамение" в рост, по сторонам: "M(hth)r Q(eo)u h ier(a)", т.е. "Пресвятая Богородица"; а на другой - греческая надпись: "+KirilloV monacoV elew Q(eo)u arciepiskopoV thV m(ht)ropolewV RwsiaV", т.е. "Кирилл, монах, милостью божией архиепископ митрополии России". Два экземпляра этой печати найдены при раскопках городища Княжая Гора близ Черкасс, прекратившего свое существование в результате монгольского нашествия, что, собственно, и позволяет отнести их именно этому Кириллу, а не одноименному митрополиту 40-80-х гг. XIII в.

11-12. Ивану Попьяну, занявшему новгородскую кафедру в 1110 г. и удаленному с нее в 1130 г., принадлежат две практически одинаковых печати одна из которых - уникальна (Янин 1978), а другая известна в двух экземплярах (Янин 1970. №59; Laurent 1972. №1788; DO 1991. №84.1). На одной стороне печатей помещено погрудное изображение св. Иоанна Богослова, на другой - греческая легенда: "+Agne skepoiV me ton quthn Noubogradwn", т.е. "Cвятой, воззри на меня, пастыря Новогорода". Принадлежность печатей определяется исходя из соображения тезоименности владельца (названного "пастырем Новагорода") и изображенного на печати святого.
13-15. Епископу Нифонту, пришедшему в Новгород в 1131 г. и умершему в 1156 г., принадлежат три печати, две из которых - уникальны (Янин 1970. №55; Купранис 1996. №3), а третья известна в трех экземплярах (Янин 1970. №54). На одной стороне помещено поясное изображение Богоматери "Знамение", на другой - греческая легенда "+Agnh skepoiV me Nhjonta Noubogradwn", т.е. "Пресвятая, воззри а меня, Нифонта (пастыря) Новогорода". Обе уникальные печати содержат более полный вариант надписи и отличаются лишь незначительными различиями в написании отдельных букв, тогда как на третьей печати топоним передан в сокращенном варианте - Noubograd.

16. Новгородскому епископу Аркадию, избранному в 1156 г. и умершему в 1163 г., принадлежит печать (Янин 1970. №56а) на одной стороне которой изображена Богоматерь "Знамение" в полный рост, а на другой помещена русская надпись: "АРЬКАД(ИИ) (ЕП)ИСК(ОПЪ) НОВ(ГОРОД)СЬ(КИИ)".

17-18. Когда был избран владыка Илья летописи не сообщают, но, вероятно, это произошло почти сразу после смерти Аркадия в 1163 г. В 1165 г. Илия был хиротонисан и в этом же году "повелено бысть владыце архиепископство митрополитом". Умер Илия в 1186 г. Этому владыке принадлежат две печати. Одна из них (Янин 1970. №57) несет на одной стороне изображение Богоматери "Знамение" в полный рост, а на другой многострочную надпись: "ИЛИА ЕП(ИСКОПЪ НОВГОРОДСЬКИИ)". Печать называет Илью епископом, так что она, вероятно, должна датироваться промежутком между 1163 и 1165 гг. Другая (Янин 1970. №5, значительно большая по размерам, на одной стороне содержит поясное изображение Богоматери "Оранты", а на другой надпись: "ИЛИ(А) АРЬХИЕП(ИСКО)ПЪ НОВГОРОДСКЫИ".

19-21. Известны три экземпляра печати новгородского епископа Мартирия (1193-1199 гг.), печать архиепископа Митрофана (1201-1212, 1220-1223 гг.) и печать архиепископа Антония (1212- 1220, 1225-1228 гг.). На одной из сторон этих печатей помещено ростовое изображение Богоматери: в типе "Оранты" на первых двух печатях и "Знамение" на третьей печати. Легенды печатей написаны по-русски, начинаются с имени владельца в именительном падеже, содержат титулатуру (епископ или архиепископ) и топоним (Янин 1970. №60-62).
22-23. Галицкому епископу Козьме, поставленному в 1157 г. и еще раз упомянутому летописью в 1165 г., принадлежат две почти одинаковые печати (Янин 1970. №65, 66). Одна из них представлена двумя экземплярами, другая известна в единственном экземпляре. На одной из сторон печатей помещено поясное изображение Богоматери "Знамение", а на другой - греческая надпись: "Mhtr Qeou skepoiV me Kosman GalitzhV", т.е. "Богоматерь, воззри на меня, Козьму (пастыря) Галича".

24. Полоцкому епископу Дионисию, о котором в летописи упоминается единственный раз в связи с его смертью в 1183 г., принадлежат два экземпляра печати (Янин 1970. №64). На одной стороне помещено поясное изображение Богоматери "Знамение", а на другой греческая надпись: "SjragiV Duonisiou episkopou Pulotzhskou", т.е. "Печать Дионисия, епископа Полоцка".

25. Смоленскому епископу Мануилу, поставленному на только что учрежденную кафедру в 1137 г. и упоминавшемуся летописью еще в 1167 г., принадлежат два экземпляра печати (Янин 1970. №63). На одной стороне помещено погрудное изображение Богоматери "Знамение", а на другой греческая надпись: "(M)anou(hl) episkop(wV) Smwliniskou", т.е. "Мануил, епископ Смоленска".

26 [7]. Смоленскому епископу Лазарю принадлежит печать (Янин 1984) с поясным изображением Богоматери "Знамение" на одной стороне и русской легендой на другой: "ЛАЗОР(Ь) ЕПИС(К)УПЪ СМ(ОЛЕ)НЬСК(ИИ)". Епископ Лазарь не известен летописным источникам, но упоминается Киево-Печерским патериком как покинувший смоленскую кафедру (умерший?) в первой четверти XIII в.

Все перечисленные печати датированы достаточно надежно, и это позволяет произвести сравнение элементов их оформления для выявления хронологических закономерностей.

ИЗОБРАЖЕНИЕ. Одну из сторон всех рассмотренных сфрагистических типов занимает изображение Богоматери или святого.

На древнейших митрополичьих печатях XI в. помещены изображения святых: на печати рубежа 30-40 гг. XI в., принадлежащей митрополиту Феопемпту, помещено погрудное изображение св. Иоанна Предтечи, а на печатях 70-х г. XI в. митрополита Георгия - изображение тезоименного митрополиту святого воина в полный рост.

Для византийской сфрагистики в первой половине XI в. как раз характерно погрудное изображение святого, а с середины века - святого воина в рост (Соколова 1983. 85).

Изображение св. Иоанна Предтечи, помещенное на печати митрополита Феопемпта, заслуживает того, чтобы на этом остановиться более подробно. В. Л. Янин полагает, что св. Иоанн Предтеча не мог быть патроном Феопемпта, и предлагает следующее объяснение (Янин 1970. 44-47): на печати русского митрополита помещено изображение патрона современного ему константинопольского патриарха Алексея Студита (1025-1043 гг.), символизирующее подчиненность митрополита патриарху. Действительно, на одном из сфрагистических типов Алексея Студита находится изображение св. Иоанна Предтечи, которого, следовательно, можно считать личным патроном патриарха. Но если в качестве патрона патриарха мог быть выбран не тезоименитый ему святой, то, может быть, и митрополит не обязательно должен был иметь тезоименитого святого патрона? В том что имя владельца печати и имя святого патрона совпадают далеко не всегда, легко убедиться, просмотрев каталоги по византийской сфрагистике. Не являются исключением и печати иерархов церкви. Н. П. Лихачев опубликованы печати антиохийских патриархов Феодосия с изображением пророка Ильи и Никифора с изображением Петра и Павла, а на печати митрополита Кесарии Палестинской Авраамия помещено изображение св. Дмитрия Солунского (Лихачев 1991: 79, 97).

С другой стороны, существенным представляется летописный рассказ 1147 г. о поставлении митрополитом Климента Смолятича. Правомочность поставления киевского митрополита без участия Константинополя черниговский епископ Онуфрий аргументировал тем, что "глава у нас есть святого Климента, якоже ставять греци рукою святого Ивана". О том, "что у Греков что-то такое действительно было" отмечал еще Е. Голубинский (Голубинский 1901. 306). Таким образом, возможно, именно наличие упомянутых традиций и повлияло на выбор патриархом Алексеем Студитом в качестве своего патрона именно св. Иоанна Предтечи. А если это так, то и изображение св. Иоанна Предтечи на печати Феопемпта могло появиться в следствие поставления его "рукою святого Ивана".

По крайней мере с рубежа XI-XII вв. на печатях киевских митрополитов появляется поясное изображение Богоматери. На печатях первой половины XII в., начиная с Никифора I, изображена Богоматерь "Знамение". В 50-60 гг. XII в. на печатях появляются изображения Богоматери типа "Халкопратийской" поясное и изображение Богоматери, сидящей на престоле без спинки. А уже в первой трети XIII в. для оформления печати митрополита Кирилла (1225-1233 гг.) использовано ростовое изображение Богоматери "Знамение". Таким образом, только первая половина XII в. характеризуется постоянством богородичного изображения.

На древнейших епископских печатях первой трети XII в., принадлежащих новгородскому епископу Ивану Попьяну (1110-1130 гг.), имя владельца передается путем изображения тезоименного ему святого.

Печати 30-50 гг. XII в., принадлежащие новгородскому епископу Нифонту, следуют в русле современной им митрополичьей сфрагистики - на них помещено поясное изображение Богоматери "Знамение".

Со второй половины 50-х годов XII в., начиная с Аркадия (1156 - 1163 гг.), на печатях новгородских владык появляется ростовое изображение Богоматери в типе "Оранта" или "Знамение". Вероятно, приблизительно в это же время отказываются от использования поясного изображения Богоматери и киевские митрополиты. Единственным исключением из этого правила является архиепископская печать Илии, где использовано поясное изображение Богоматери. Объясняя существенное отличие этой печати от других современных сфрагистических типов, В. Л. Янин обратил внимание на явную претенциозность и желание выделить архиепископскую печать на фоне епископских сфрагистических типов (Янин 1970. 55).

Галицкий, полоцкий и смоленский владыки в XII и даже в XIII вв. продолжали помещать на своих печатях погрудное изображение Богоматери.

ФОРМУЛА ЛЕГЕНДЫ. Наиболее информативным элементом оформления печати являются помещенные на ней надписи. Легенды владычных сфрагистических типов, как правило, содержат титулование владельца печати, топонимическую привязку и имя владельца. Легенды, помещенные на печатях, имеют, как правило, ограниченное количество вариантов построения - формул, что позволяет рассматривать их в целом как один из элементов оформления печати.

На древнейших митрополичьих печатях XI в. легенда начинается словами: "Kurie bohqei...", т. е. "Господи помоги...".

На рубеже XI - XII вв. появляются печати, легенда которых начинается словом "SjragiV...", т.е. "Печать...". Митрополичьи печати с таким типом легенды употреблялись в течении всей первой половины XII в. и, по крайней мере, в течение первого десятилетия второй половины XII в. Аналогичный тип легенды использован на печатях полоцкого епископа Дионисия.

На печатях митрополита Никифора I помещена легенда, начинающаяся словами: "Agnh skepoiV me...", т.е. "Пресвятая, воззри на меня,...". Несмотря на эпизодичность использования этого типа легенды в митрополичьей сфрагистике, именно он послужил образцом при оформлении епископских печатей. Аналогичный тип легенды помещен на печатях новгородских епископов Ивана Попьяна и Нифонта. Практически идентичная легенда : "Mhtr Qeou skepoiV me...", т.е. "Богоматерь, воззри на меня,..." употреблялась на печатях галицкого епископа Козьмы.

Во второй половине XII в. появляются печати, легенда которых начинается с имени владельца в именительном падеже. Так оформлена печать одного из митрополитов, носивших имя Константин, и печать митрополита Кирилла. Таким же образом оформлены печати всех новгородских владык, начиная с Аркадия, и все известные печати смоленских епископов.

ТИТУЛОВАНИЕ. Печать митрополита Феопемпта первой половины XI в. называет своего владельца "митрополитом России". Во второй половине XI в. на печати митрополита Георгия к титулу "митрополит России" добавлено "и синкелл". Начиная с этого времени византийские титулы достаточно часто встречаются на печатях иерархов русской церкви.

Комментируя печать митрополита Георгия, Н. П. Лихачев отмечал, что "синкелл" - это почетный титул, обозначающий членство владельца печати в совете константинопольского патриарха (Лихачев 1930. 2). Более подробные сведения о званиях духовных лиц приведены Н. Скабалановичем. Изначально "синкеллом" называли не то келейника и духовника патриарха, не то кандидата на патриарший пост, занимавшего по смерти патриарха его место. Во времена Константина Багрянородного "синкелл" занимал одно из первых мест вслед за чинами высочества. В XI в. "синкелл" употреблялся в значении чисто титулярном - это чин, дававшийся византийским императором духовному лицу и открывавший доступ в ряды синклита. Чин "протосинкелла" был следующей ступенью после "синкелла". Суть синклита позволяет понять постановление императора Константина X Дуки (1059-1067 гг.) гласившее, что "в пределах церковного управления и практики чин протосинкелла или синкелла не дает никакого преимущества; на собраниях синода и при богослужении протосинкеллы и синкеллы должны занимать то место, какое им следует по их иерархическому положению в церкви; преимуществами своего сенаторского звания они могут пользоваться только во дворце, на сенатских собраниях, занимая в ряду сенаторов то место, которое им отведено по рангу". Н. Скабаланович полагал, что в XI в. "протосинкеллы" приравнивались к гражданским "протопроедрам", а "синкеллы" к "проедрам", и на торжественных выходах "протосинкеллы", во внимание к их духовному сану, стояли выше "протопроедров", а "синкеллы" выше "проедров" (Скабаланович 1898. 157-158).

Титул "проедра" был учрежден в 963 г. По известию Льва Диакона, в этом году император Никифор Фока почтил Василия - незаконнорожденного сына Романа Лакапина - новым высоким саном и должностью "председателя сената" ("proedroV thV sugklhtou"). По мнению Ш. Диля, с момента создания и до своего исчезновения должность "проедра" была ни чем иным, как только почетным титулом. До смерти в 1025 г. императора Василия II Болгаробойцы "проедром" не стал больше ни один человек. Однако уже брат Василия II Константин, унаследовавший власть после его смерти и правивший непродолжительное время по 1028 г., пожаловал титул "проедра" сразу троим своим приближенным. Титул "проедра" имел различные значения, подразумевая начальника или председателя. С каждым новым правителем число "проедров" увеличивалось и вскоре, для того чтобы выделить особо отличившихся в служении императору, был учрежден титул "протопроедра", который Б. А. Панченко трактовал как "обер-президент". В. Лоран самый ранний случай употребления византийскими источниками (в том числе и сфрагистическими) титула "протопроедр" относил к 70-м годам XI в. "Проедры" и "протопроедры" были и в духовенстве. В церковной практике титул "проедра" использовался в значении "главы церкви". Только с XIII в. этот термин получил значение "в соответствии с занятием нескольких кафедр одним епископом". На церковных печатях, по мнению В. Лорана, титул "протопроедр" являлся сокращением пышного титула "протопроедр протосинкеллов", бывшего, в свою очередь, торжественным вариантом титула "синкелл". Реформа, проведенная Алексеем Комнином в 1092 г., ликвидировала гипертрофированную титулатуру предшествующего времени, тогда же, вероятно, исчез и титул "протопроедр" (Лихачев 1991. 100, 150; Соколова 1983. 85; Янин 1970. 45-47).

Возвращаясь к титулованию иерархов русской церкви, следует отметить, что ни один из киевских митрополитов первой половины XII в. (по конец 60-х включительно) не называл себя "митрополитом". Вместо этого использовались титулы "проедр", "архипастырь" и даже "епископ", а печати митрополита Никифора называют его просто "Никифором Российским". Соответственно на епископских печатях этого периода (печати Ивана Попьяна и Нифонта) не употреблялся термин "епископ"[8].

Лишь со второй половины XII в. церковные иерархи именуют себя "митрополитами" и "епископами". Древнейшие епископские печати, владельцы которых прямо названы "епископами", принадлежат смоленскому владыке Мануилу и новгородскому Аркадию. В дальнейшем титулование владык "епископами" и "архиепископами" становиться нормой.

Во второй половине XII в. на печати митрополита Константина появляется титул "митрополита всей России", а печать митрополита Кирилла первой трети XIII в. называет его "монахом, архиепископом митрополии России".

ТОПОНИМИКА. На всех печатях, атрибуированных киевским митрополитам, указано название митрополии - "Rwsia"[9]. Именно так называется кафедра, занимающая 60-е место в византийском перечне митрополичьих кафедр (Notitia episcopatuum) конца XI в. Этот перечень составлялся путем добавления в хронологическом порядке к списку кафедр времени Льва Мудрого вновь образованных митрополий и митрополий, переведенных из статуса архиепископий. Митрополия Колониа, занимающая в этом списке 56-е место, основана перед 985 г.; митрополии Серры (58-е место) и Помпейуполис (59-е место) упоминаются 21 февраля 997 г. как митрополии, тогда как в 969-997 гг. они еще архиепископии; митрополия Аланиа (61-е место) упоминается в документе 1024 г., ссылающемся на грамоту митрополиту Алании Николаю 997/98 г. Таким образом очевидно, что митрополия "Россиа" была внесена в перечень византийских митрополичьих кафедр в 997 г., что согласуется с известиями других источников о крещении Руси (Щапов 1989. 25-26).

Не останавливаясь более подробно на сложном и до сих пор окончательно не разрешенном вопросе о времени и форме учреждения киевской митрополии, обратим внимание на то, что свидетельства византийского перечня митрополий вполне достаточно для того, чтобы обоснованно рассматривать возможность отнесения некоторых оформленных в соответствии с нормами византийской сфрагистики печатей митрополитов России ко времени начиная с конца X в., т.е. до 1039 г., когда существование киевского митрополита Феопемпта было зафиксировано текстом "Повести временных лет".

Название епископских кафедр на ранних владычных печатях передается греческой транскрипцией русских слов: Новгород - Новоград (Noubograd), Галич (Galitz), Полоцк - Полтеск (Pulotzhsk), Смоленск - Смоленеск (Smwlinisk). Во всех случаях топонимы переданы без сокращений, что, надо полагать, продиктовано важностью безошибочной идентификации владычных печатей.

ПАЛЕОГРАФИЯ. Трудности встречающиеся при датировке надписей на печатях общеизвестны: шрифты разных размеров встречаются на памятниках всех периодов, а с изменением размера буквы меняются и особенности начертания. Тем не менее приведем некоторые наблюдения. На печатях новгородского епископа Нифонта (1131-1156 гг.) впервые фиксируется закрытая форма "В"[10], что позволяет датировать печати, в надписях которых встречается открытая форма "R", по крайней мере, не позднее чем первой половиной XII в, а возможно, и первой третью XII в. В. Л. Янин признает такое написание "весьма архаичным даже для начала XII в." (Янин 1978. 51).

ЗАГОТОВКА: К сожалению, при публикациях не принято указывать технологические особенности заготовки, на которой оттиснута печать. Далеко не всегда приводится вес и толщина заготовки. Данные обстоятельства не позволяют проследить эволюцию типов заготовок для печатей. Однако уже сегодня можно констатировать преимущественное использование в XI - первой половине XII в. плоских, "монетовидных" заготовок, часто со следами механической обработки гурта, а с 90-х годов XII в., по крайней мере, для печатей новгородских владык фиксируется употребление двояковыпуклой, "чечевицеобразной" заготовки.

***

Приведенные наблюдения являются предварительными и не исчерпывают поставленную проблему. Однако целесообразность рассмотрения спорных и гипотетических атрибуций на фоне отмеченных закономерностей оформления надежно датированных сфрагистических типов кажется очевидной. Впрочем, вопрос об уточнении спорных персонификаций должен стать предметом специального изучения.


De lingua slulta incommoda multa


Сказали СПАСИБО 1 пользователь:
Proshka

#2 Оффлайн   Верстак

Верстак

    Эксперт сфрагистики

  • Модераторы
  • 1 244 сообщений
  • 1044 спасибо

Отправлено 12 Октябрь 2015 - 12:22

6174836m.jpg6175860m.jpg


De lingua slulta incommoda multa


Сказали СПАСИБО 1 пользователь:
Proshka

#3 Оффлайн   Верстак

Верстак

    Эксперт сфрагистики

  • Модераторы
  • 1 244 сообщений
  • 1044 спасибо

Отправлено 12 Октябрь 2015 - 12:46

№1 Вислая печать Киевского митрополита Никифора 1 (1104 - 1121 гг).
Место находки: Могилевская область.
Датировка: до 1121 г.

6219895m.jpg

информация.Наша Спадчына

 

Родом из Суры Ликийской в Малой Азии. По происхождению грек.

Прислан на Русь Константинопольским патриархом в 1104 году. В Киев прибыл 6 декабря 1104 года (по другим источникам, 6 декабря 1103 года), а 18 декабря назначен на русскую митрополию.

Это был архипастырь «ученый» и «простой», ревностный к своему делу. При нём «ознаменовали себя многими чудесами» перенёсенные в новый храм святые мощи благоверных князей Бориса и Глеба; посетили Киев принесенные из Царьграда мощи великомученицы Варвары. По сохранившимся источникам его пастырской деятельности видно, что митрополит Никифор заботился о благе своей паствы.

В январе 1121 года митрополит Никифор скончался (У Макария (Булгакова) дата смерти — апрель 1121 года.

Написал (по-видимому, на греческом языке) несколько произведений нравоучительного характера, которые, вероятно, тогда же были переведены на русский язык. Они дошли до нас в сборниках, обычно в соединении с произведениями Мефодия Патарского, и на этом основании К. Ф. Калайдович допускал, что именно Н. и перевел сочинений Мефодия.

 

Творчество киевского митрополита Никифора – одна из ярких страниц книжно-письменного наследия нач. XII в., неоспоримое свидетельство влияиия византийской культурной традиции на древнерусскую церковную и общественную жизнь.

Грек по происхождению, Никифор прибыл на Русь в 1104 г., где он был возведен на митрополичью кафедру, которую занимал до конца своей жизни в 1121 г.

Его церковная деятельность была интенсивной и многогранной: он участвовал в торжественном перенесении мощей князей Бориса и Глеба в новый Вышегородский храм, назначал епископов на церковные кафедры, обращался с поучениями и посланиями к своей пастве. Никифор был митрополитом при двух великих князьях – Святополке Изяславиче (1050-1113) и Владимире Мономахе (1053-1125). Прочные отношения сложились у него с Владимиром Мономахом, которому Никифор содействовал при вступлении в 1113 г. на Киевский княжеский стол. Особый характер отношений митрополита-грека и киевского князя прослеживается на основании дошедших до нас произведений Никифора – два из четырех его сочинений адресовано Мономаху. В них Никифор предстает не только духовным наставником князя, но и достойным по уровню его образованности и духовных запросов собеседником.

Цикл сочинений Никифора состоит из трех посланий и одного поучения. Это Послание Владимиру Мономаху о посте и воздержании чувств (далее в нашем обозначении ПВМП), Послание Владимиру Мономаху о вере латинской (далее ПВМЛ), Послание князю Ярославу Святополчичу о ересях латинских (далее ПЯС), сохранившееся в трех редакции, и «Поучение в неделю сыропустную» (далее Поуч).

По спискам не ранее XVI века до нас дошли:

  • Послание к Владимиру Всеволодовичу Мономаху о посте, о воздержании чувств («Благословен бог и благословено имя святое славы его…»);
  • «Послание от Никыфора митрополита Киевского к Владимеру князю всея Руси, сыну Всеволожу, сына Ярославля» — о разделении церквей на восточную и западную («Въпрашал еси был, благородный княже, како отвержени быша латине…»), оба текста приведены в ВМЧ под 20 VI; ГИМ, Синод. собр., № 121, л. 444—450;
  • Послание о латинянах к великому князю Ярославу Святополчичу («Послание от Никифора митрополита Киевского всея Руския земля, написание на латыну к Ярославу, князю муромскому, Святославичю, сына Ярославля о ересех»), помещено в ВМЧ под 31 VIII; ГИМ, Синод. собр., № 183, л. 588—593;
  • поучение о посте, которое представляет собою распространение текста 1, встречается в разных редакциях с различными заглавиями и представлено многочисленными списками (иногда в сочетании с выдержками из других поучений о посте);
  • Филарет атрибутировал Никифору также сказание о чудесах Бориса и Глеба. Поучения о посте дают важный материал для суждения о нравах в начале XII века, послания представляют собою ответы на вопросы князей о различиях между православной и католической церквями после их разделения после 1054 года (всего указано 20 расхождений) и с призывами отступить от следования «латинщине».

De lingua slulta incommoda multa


Сказали СПАСИБО 1 пользователь:
Proshka

#4 Оффлайн   Верстак

Верстак

    Эксперт сфрагистики

  • Модераторы
  • 1 244 сообщений
  • 1044 спасибо

Отправлено 12 Октябрь 2015 - 01:14

№2

Печать Симеона епископа Смоленского.

упоминается с 1190 г. по 1197 г.; † возможно, 1198 г. (Ипатьевская летопись)

6175863m.jpg6173815m.jpg

6161527m.jpg6166647m.jpg

 

 

Образование Смоленской епархии можно отнести ко времени правления Смоленском князем Ростиславом Мстиславовичем, когда он в 1137 году поставил в городе Смоленске епископом Мануила (грека). Некоторые историки полагают, что епископы были в Смоленске и до 1137 года. В 1415-1419 годах и 1458-1514 годах епархия находилась под властью митрополитов Киевско-Литовских. С 1515 по 1611 годы существовала Смоленская и Брянская епархия, а с 1628 по 1655 (1648 - ?) годы - Смоленская и Черниговская епархия. С 1655 (1648 - ?) до 1919 года Смоленские архипастыри носили титул – Смоленский и Дорогобужский. С 1919 по 1942 годы титул правящего архиерея был – Смоленский, с 1942 по 1965 годы – Смоленский и Дорогобужский, с 1965 по 1989 годы – епископ Смоленский и Вяземский, с 1989 по 2009 годы – Смоленский и Калининградский, с марта 2009 года – Смоленский и Вяземский. С 1918 по 1937 годы и в 1955 году в Смоленской епархии было несколько викариатств – Вяземское, Гжатское, Мосальское, Ржевское, Поречьское и Рославльское. В 1989-2009 годах существовало Балтийское викариатство Смоленской и Калининградской епархии. В 2005-2009 годах - Вяземское викариатство Смоленской и Калининградской епархии.

АРХИЕРЕИ СМОЛЕНСКОЙ ЕПАРХИИ
(сводный список в хронологическом порядке)

Смоленская епархия
Учреждена в 1137 году
Кафедра в Смоленске

Игнатий I епископ, хиротонисан; с 1128 г. (1126 г. – История иерархии, с. 455) по 1133 г.; † неизвестно.
Лазарь I епископ; с 1133 г. по 1135 г.; † неизвестно. (История иерархии РПЦ, с. 455, с. 457) 
Мануил (Кастрат, грек) епископ, поставлен; с 26 декабря 1137 г. (26 апреля 1135 г. - История иерархии РПЦ, с. 455, с. 457) ; упоминается в 1147, 1156 и 1167 годах; † 1169 (по некоторым источникам первый – Ипатьевская летопись; Строев, с. 588).
Михаил епископ, без дат; † неизвестно. (История иерархии РПЦ, с. 455, с. 457)
Константин епископ, упоминается в 1180 г.; † неизвестно. (Ипатьевская летопись // История иерархии РПЦ, с. 455, с. 457) 
Симеон I епископ, упоминается с 1190 г. по 1197 г.; † возможно, 1198 г. (Ипатьевская летопись)
Игнатий II епископ, упоминается в 1206 г.; † 29 января 1219 г. (ок. 1210 г.).
Лазарь II епископ, рукоположен; с 1219 г. и вскоре оставил кафедру; около 1220 г. (Строев, с. 589); † до 1225 г. (1226 г.).
Меркурий епископ, священномученик, упоминается как преемник епископа Лазаря; † 1247 г. ( в «Истории иерархии РПЦ» св. Меркурий стоит сразу после Симеона I, с. 455)
Афанасий епископ, упоминается в XIII веке; † неизвестно.
Иоанн I епископ, упоминается в XIII веке; † неизвестно.
Дионисий епископ, упоминается до 1238 г.; † неизвестно.
Порфирий епископ, упоминается в первой половине XIII века; † неизвестно.
Фома епископ, упоминается между 1238-1256 гг.; † неизвестно. 
Пахомий епископ, упоминается в XIII веке; † неизвестно.
Игнатий III епископ, управлял во второй половине XIII века; † 29.01.1292 г.
Иона епископ, управлял в XIV веке; † неизвестно.
Даниил (?) епископ, управлял в XIV веке; † неизвестно. (История иерархии РПЦ, с. 455)
Иоанн II епископ, упоминается в 1335 г.; † неизвестно.
Евфимий I епископ, рукоположен в августе 1345 г.; † неизвестно. (История иерархии РПЦ, с. 455)
Феофилакт (Феоктист) епископ, рукоположен; с 1356 г.; † неизвестно.
Парфений епископ, рукоположен; с 1364 г. (около 1365 г.; Строев, с. 589) по 1370 г.; † неизвестно.
Даниил II епископ, рукоположен около 1375 г. (1370 г.) по 1382 г. (1383 г.); в 1382 г. (1383 г.) прибыл в Москву и там остался; с 1383 г. именовался «владыка Звенигородский»; † в марте 1397 г. в Московском Чудове монастыре. (Строев, с. 589// История иерархии РПЦ, с. 455)
Михаил II епископ, святитель, рукоположен в начале 1383 г., из иеромонахов Московского Симонова монастыря; в 1396 г. сменен и 7 октября 1397 г. прибыл в Москву; † 6 мая1402 г. в Троице-Сергиевой лавре. (Строев, с. 589)
Кассиан (Наассон) епископ, рукоположен 6 апреля 1396 г.; † неизвестно. (Строев, с. 589)
Игнатий IV епископ, упоминается в 1405 г.; † неизвестно.
Иларион епископ, упоминается после 1405 г., 1408 г. (9 марта 1408 г. - История иерархии РПЦ, с. 455); † 1408 г.
Никон епископ, упоминается в 1408 г., 1411 г.; † неизвестно.
Севастиан епископ, рукоположен; с 1411 г. до 1416 г.; на соборе 15 ноября 1415 г.; † неизвестно. (Строев, с. 589)
Герасим епископ, бывший епископ Владимиро-Волынский; с 1417 г. по 1433 г. (по 26 июня 1435 г. - История иерархии РПЦ, с. 455); с 1434 г. (у Строева в 1433 г.) возведен на Киевскую митрополию, оставаясь в Смоленске; сожжен в 1435 г. (Строев, с. 589)
Михаил III епископ, упоминается в 1435 г.; † неизвестно.
Нафанаил епископ, упоминается с 1440 г. по 1445 г.; † неизвестно. 
Симеон II епископ, рукоположен; с 1440 г.; † 3 марта 1445 г (История иерархии РПЦ, с. 455, с. 458).
Евфимий II епископ, упоминается в XV веке; † неизвестно.
Мисаил (Пеструцкий-Друцкий-Соколинский-Бабич, князь) епископ, упоминается с октября 1454 г. по 1475 г. (1480 г.); нареченный митрополит Киевский; † 1480 г. (Строев, с. 589 // Макарий (Булгаков), указ. соч., кн. 5, с. 519)
Иоаким епископ, упоминается с 1480 г. по 1485 г. (с 1480 г. по 1494 г.; с 1485 г. по 1490 г.); † неизвестно. (Макарий (Булгаков), указ. соч., кн. 5, с. 519)
Иосиф (Болгаринович) епископ, рукоположен; с 1494 г. (управлял епархией ранее 7 июня 1492 г.) по 30 мая 1498 г.; избран митрополитом Киевским и всея Руси, с сохранением Смоленской епархии; † 1501 г. (10 мая 1500 г.) (Макарий (Булгаков), указ. соч., кн. 5, с. 519// История иерархии РПЦ, с. 455, с. 458)
Иосиф II (Солтан), из архимандритов Слуцких, епископ, упоминается с 1502 г. по март 1509 г. (1502-1507 гг.; у Строева с 1494 г.); 30 мая 1498 г. наречен митрополитом Киевским, Галицким и всея Руси, оставаясь в Смоленске; упоминается в 1505 г. и 7, 8 февраля 1509 г.; † неизвестно. (Строев, с. 590 // Макарий (Булгаков), указ. соч., кн. 5, с. 519 // История иерархии РПЦ, с. 455, с. 458)
Варсонофий (Ходыкин; Схотин) епископ с 1509 г. по октябрь 1514 г.; лишен кафедры и сослан после взятия Смоленска Василием III, заточен; † неизвестно. (Макарий (Булгаков), указ. соч., кн. 5, с. 519// История иерархии РПЦ, с. 455, с. 458)


De lingua slulta incommoda multa


Сказали СПАСИБО 1 пользователь:
Proshka

#5 Оффлайн   Верстак

Верстак

    Эксперт сфрагистики

  • Модераторы
  • 1 244 сообщений
  • 1044 спасибо

Отправлено 12 Октябрь 2015 - 03:33

№3

Епископская печать 12 века.

6203275m.jpg6208395m.jpg


De lingua slulta incommoda multa


#6 Оффлайн   Верстак

Верстак

    Эксперт сфрагистики

  • Модераторы
  • 1 244 сообщений
  • 1044 спасибо

Отправлено 12 Октябрь 2015 - 03:41

№4

Максим Митрополит Киевский

6197131m.jpg6195083m.jpg

 

 

Святитель Максим, преемник Киевского митрополита Кирилла III (1243 - 1280), родом грек, прибыл на Русь, страждущую под татарским игом, в сане митрополита в 1283 году. Святитель полагал остановиться в Киеве, но от грабительских набегов татар город совершенно опустел. Митрополит Максим удалился в Брянск, а оттуда в Суздаль. Во время посещения Южной Руси на Волыни святителя встречал игумен Ратского монастыря святитель Петр (память 21 декабря), будущий преемник митрополита.

В 1295 году во Владимире святитель низвел с епископской кафедры Иакова и посвятил Симона. В это тяжелое время великокняжеский престол находился то во Владимире, то в Переяславле, то в Твери.

Опасаясь обидеть южных русских князей своим переселением на север, святитель в горячих молитвах обращался к Божией Матери и был удостоен внушения Пресвятой Богородицы, Которая указала на Владимир как место его пребывания. В 1299 году митрополит Максим переселился во Владимир, а в следующем году в Новгороде посвятил во епископа святого Феоктиста (память 23 декабря). В 1301 году митрополит Максим прибыл в Константинополь на патриарший Собор, где по воле святителя Сарайский епископ Феогност предложил для решения вопросы о нуждах Русской Церкви. Заботясь об укреплении сил порабощенной Руси, святитель убеждал Московского князя Юрия Даниловича примириться с тверским князем  Михаилом Ярославичем и не советовал Юрию ехать в Орду для получения великокняжеского престола. В 1304 году святитель во Владимире посадил на великокняжеский престол святого благоверного князя Тверского Михаила Ярославича(память 22 ноября). Подавая всем пример высокодуховной жизни, митрополит Максим неустанно заботился о духовном возрастании своего словесного стада. Так, святитель установил правило о постах, назначив, кроме Великого поста, Апостольский, Успенский и Рождественский посты, и определил, когда разрешается пост среды и пятка (до XIV века на Руси не соблюдали поста в Преполовение и Отдание Пасхи). Особым попечением святого митрополита было утверждение законного брака: "Пишу и о том затем, чтобы вы, чада мои, рожденные в купели, новосвященныя, принимали жен от святой Соборной и Апостольской Церкви, - жена для спасения человеческого. Если же держите их в блуде, без венчания: что за помощь тебе? Нет, упрашивай и понуждай их, пусть, стары ли или молодые оне, венчаются в церкви". Преставился святитель 6 декабря 1305 года; тело его было погребено в Успенском Владимирском соборе. Над местом погребения святителя была устроена позолоченная сень, на которой было написано золотыми буквами: "Максим грек священ бе в лето бытия мира 6791 от Рождества Христова в 1283 в Киев прииде, частого же ради нахождения татарского преселися из Киева в великороссийский град Владимир, пас Церковь Христову Максим 23 года, преставися в лето бытия мира 6812". На стене над гробом святого была поставлена Максимовская икона Божией матери, написанная в 1299 году по видению митрополиту Максиму. Надпись об этом видении была укреплена на лицевой стороне гробницы.


De lingua slulta incommoda multa


Сказали СПАСИБО 1 пользователь:
Proshka

#7 Оффлайн   Верстак

Верстак

    Эксперт сфрагистики

  • Модераторы
  • 1 244 сообщений
  • 1044 спасибо

Отправлено 12 Октябрь 2015 - 03:47

№5

Печать владычного наместника новоторжского, время архиепископа Давида Новгород (1309-25г) годов 20х

6188939m.jpg6192011m.jpg

 

 

Украина

Благодарность Михаилу Shulika


De lingua slulta incommoda multa


Сказали СПАСИБО 1 пользователь:
Proshka

#8 Оффлайн   Верстак

Верстак

    Эксперт сфрагистики

  • Модераторы
  • 1 244 сообщений
  • 1044 спасибо

Отправлено 12 Октябрь 2015 - 03:48

№6

Печать новоторжского наместника времени архиепископа Моисея (1326-30, 1352-59).

6193035m.jpg6189963m.jpg

Украина

Благодарность Михаилу Shulika


De lingua slulta incommoda multa


Сказали СПАСИБО 1 пользователь:
Proshka

#9 Оффлайн   Верстак

Верстак

    Эксперт сфрагистики

  • Модераторы
  • 1 244 сообщений
  • 1044 спасибо

Отправлено 13 Октябрь 2015 - 11:37

№7

Определение Смычкова К.Д.

"Cвятой, воззри на меня, пастыря Новогорода" 
Принадлежит Новгородскому епископу Ивану Попьяну 1110-1130

 

6195103m.jpg6201247m.jpg6162335m.jpg6168479m.jpg

 

Иоанн Попьян († после 1130), еп. Новгородский. Скупые сведения об И. содержатся в летописных сводах, отражающих Новгородскую владычную летопись (прежде всего в Новгородской I летописи Старшего и Младшего изводов). Предшественник И. на кафедре свт. Никита скончался 30(31) янв. 1108 г. 20 дек. 1110 г. И. прибыл в Новгород, будучи поставленным, очевидно, в Киеве митр.Никифором I. По предположению А. А. Гиппиуса, прозвище И. Попьян (Попиан), читающееся в списках Новгородских архиереев (НПЛ. С. 163, 473), следует понимать как «поп Ян» (ПСРЛ. Т. 3. С. 618. Примеч. 19; ср.: Шахматов А. А. Обозрение русских летописных сводов XIV-XVI вв. М.; Л., 1938. С. 244. Примеч. 4). Поскольку Новгородская кафедра находилась в то время под патронатом князя, И. был поставлен с согласия новгородского кн. св. Мстислава (Феодора) Владимировича (правил в Новгороде в 1088-1093, 1095-1117).

И. атрибутируется найденная в 1976 г. печать с поясным изображением ап. Иоанна Богослова на одной стороне и греч. надписью «Пресвятая, воззри на меня, пастыря Новгородского» - на другой (Янин. 1978; Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1998. Т. 3. С. 28-29, 119). Это древнейшая из известных епископских печатей не только Новгорода, но и всей Руси. Как отметил А. Е. Мусин, надпись на печати И. «соответствует оформлению печатей митр. Никифора I» (Мусин. 1998. С. 197). Принимая во внимание изображение ап. Иоанна Богослова, а не Пресв. Богородицы (как было принято позднее) на печати И., В. Л. Янин высказал необоснованное предположение, что И. был первым Новгородским архиереем, имевшим титул архиепископа (гипотеза была поддержана А. С. Хорошевым и отчасти Я. Н. Щаповым). Образ патронального святого на печати, по мнению Янина, отражает желание И. подчеркнуть независимость Новгородской епархии как от Киева, так и от К-поля. Историк также отмечал, что и в Старшем, и в Младшем изводах Новгородской I летописи И. назван архиепископом. Однако этот титул в данных сводах применяется и к более ранним Новгородским иерархам - Феодору и Никите, что, по-видимому, указывает на более позднее редактирование летописи. Мнение Янина подверглось справедливой критике (см.: Успенский Б. А. Царь и патриарх: Харизма власти в России: (Визант. модель и ее рус. переосмысление). М., 1998. С. 276; Мусин. 1998. С. 197).

i200.jpg

Иоанн (Попьян), еп. Новгородский, оставляет Новгородскую епископию. Миниатюра из Лицевого летописного сво-да. Голицынский том. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 80)

Вероятно, при И. была продолжена роспись собора Св. Софии, начавшаяся весной 1109 г. на средства, собранные свт. Никитой («стяжяниемь святого владыкы»). Период архиерейства И. в Новгороде отмечен строительством ряда каменных церквей, в т. ч. в новооснованных пригородных мон-рях - в Юрьевом новгородском и в Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы. В 1113 г. была начата ц. во имя свт. Николая на Ярославовом дворище, 28 апр. 1115 г. Воигост заложил ц. во имя вмч. Феодора Тирона, в 1119 г. кн. Всеволод и игум. Кириак начали строительство каменной ц. во имя св. Георгия в Юрьевом монастыре, в 1127 г. кн. св. Всеволод (Гавриил) Мстиславич (сын Мстислава Владимировича, занимал новгородский стол в 1117-1136) заложил ц. Иоанна Предтечи на Опоках (на Петрятине дворе) «в имя сына своего» (строительство было закончено в 1130). В 1117 г. прп. Антоний Римлянин приступил к возведению каменного храма в своей обители (построен в 1119, расписан к 1125). В 1127 г. преподобный начал строить в мон-ре каменную «трьпезницю» (трапезную палату). В летописях не сообщается об освящении всех этих храмов, хотя можно с уверенностью предположить, что нек-рые из них были освящены епископом. Вероятно, известия об освящении И. значительнейших храмов Новгорода были исключены при редактировании владычной летописи в кон. 60-х гг. XII в., что было связано с богослужебным непоминанием И. в Новгороде (см. ниже).

Янину принадлежит гипотеза о конфликте прп. Антония с И. и кн. Всеволодом, разрешившемся только при преемнике И. свт. Нифонте (1130/31-1156). Прп. Антоний не позднее янв. 1108 г. получил «благословение Никиты епискупа» на основание монастыря, о чем записано в духовной грамоте преподобного (ГВНиП. С. 160. № 103; составлена после 1109 - ранее 1131/32), но в игумены прп. Антоний был поставлен лишь свт. Нифонтом зимой 1131/32 г., как об этом сообщается в Новгородской I летописи: «Антона игуменомь Нифонт архиепископ постави» (НПЛ. С. 22, 207). (В Новгородской I летописи прп. Антоний называется игуменом уже при И. (НПЛ. С. 20, 21, 204, 206). По-видимому, указание на такой сан преподобного до 1131 следует отнести на счет позднейшей редакторской правки летописи.)

Косвенное свидетельство о столкновении прп. Антония, с одной стороны, и князя и И., с др. стороны, содержится в духовной грамоте преподобного. Преподобный завещает братии выбирать игумена из насельников мон-ря и категорически запрещает принимать настоятелей, поставленных «ото князя... по насилью... или по мзде... или епискуп по мзде начнет кого ставити», вероятно имея в виду какой-то прецедент. Можно предположить, что конфликт между преподобным и новгородскими князем и епископом был связан с попытками последних назначить игумена в новооснованный мон-рь и составление преподобным духовной грамоты в период архиерейства И. было вызвано желанием оградить обитель от вмешательства извне. О противоречиях, существовавших между прп. Антонием и И. и кн. Всеволодом, также свидетельствует активная поддержка, оказанная прп. Антонию свт. Нифонтом сразу после вступления на кафедру, поскольку свт. Нифонт, по всей вероятности, был недружелюбно настроен по отношению к кн. Всеволоду и близкому к князю И. (см. ниже). При этом нет оснований говорить о резко враждебном отношении к преподобному со стороны И. и новгородских князей Мстислава и Всеволода. Возможно, поставлению прп. Антония на должность настоятеля мон-ря при И. мешало то обстоятельство, что преподобный изначально был ктитором основанной им обители (в духовной грамоте прп. Антоний свидетельствовал: «Не приях и имения ни от князя, ни от епискупа» - ГВНиП. С. 160. № 103) (по толкованию Иоанна Зонары на прав. 1 Двукратного Собора, ктиторам запрещалось возглавлять свои мон-ри, если на то нет особой воли епископа; см. в ст. Игумен). Можно предположить, что И. не одобрял игуменства ктиторов. При этом новгородский княжеский летописец внимательно и благожелательно отмечал факты, связанные с Антониевым мон-рем (первоначально летописание в Новгороде было княжеским; замена княжеского летописания владычным, по мнению Гиппиуса, произошла при свт. Нифонте в 1132).

Следует отметить активизацию борьбы Новгорода с соседними языческими племенами в период управления И. епархией. Вероятно, она проходила по благословению архиерея. В 1111 г. кн. Мстислав Владимирович совершил поход «на Очелу» (против языческих племен чуди на территории совр. Эстонии). В 1113 г. он «победи на Бору Чюдь» (НПЛ. С. 20, 204). В 1116 г. был предпринят новый поход на чудь, во время к-рого 9 марта был взят г. Медвежья Голова (Оденпе). В том же году были заложены каменные крепости в Новгороде («болии пьрваго» кн. Мстиславом) и в Ладоге (местным посадником Павлом). Весной в 1124 г. кн. Всеволод Мстиславич ходил походом на фин. племена емь; вероятно, в 1123 г. И. венчал князя, который «оженися... Новегороде» (Там же. С. 21, 205). В нач. весны 1130 г. («зиме, в говение») Всеволод Мстиславич вновь ходил походом на чудь.

Ряд исследователей считают возможным относить ко времени кн. Всеволода и, т. о., вероятно, ко времени управления И. Новгородской епархией некоторые установления 2 важных для Новгорода законодательных документов, несомненно принятых князем в согласии с архиереем,- Устава кн. Всеволода о церковных судах, людях и мерилах церковных и Уставной грамоты кн. Всеволода церкви св. Иоанна Предтечи на Опоках («Рукописание кн. Всеволода») (см.: Гиппиус А. А. К истории текста церковного Устава Всеволода // Новгород и Новгородская земля: История и археология. Великий Новгород, 2003. Вып. 17. С. 163-173). В сохранившемся виде оба акта датируются исследователями более поздним временем. Первый восходит к документу нач. 80-х гг. XII в. или 20-х гг. XIII в. Второй, вероятно, был создан на рубеже XIII и XIV вв.

Позднейшее предание относит ко времени архиерейства И. появление близ Новгорода «на Липне», недалеко от вост. берега оз. Ильмень, чудотворной иконы свт. Николая на круглой доске, приплывшей из Киева в Новгород (построенный на месте обретения иконы храм стоит на возвышенности, в половодье со всех сторон окружен водой). В Новгородской 3 летописи 1673 г. сообщается, что в 1113 г. «образ Николы, чюдотворца Мирликийскаго, приплыл ис Киева в Великий Новград, дска круглая, и взяли на Липне, при епископе Иоанне; и тое икону устроиша в том превеликом храме на Ярославле дворище, в церкви» (Новгородские летописи. СПб., 1879. С. 188). Однако более раннее, возникшее, вероятно, при архиеп. св. Евфимии II в сер. XV в. предание о чудотворной иконе свт. Николая, об исцелении кн. Мстислава и об основании Николо-Дворищенского собора, дошедшее в рукописях не ранее кон. XVII - нач. XVIII в., не упоминает И., относя названные взаимосвязанные в изложении предания события ко времени Новгородского еп. св. Никиты (см.: Назаренко А. В. Др. Русь на междунар. путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых и полит. связей IX-XII вв. М., 2001. С. 608-614).

 Причины оставления И. кафедры, по-видимому, следует искать в особенностях жизни Новгородской земли в 1-й трети XII в., когда общественно-политическое устройство Новгорода коренным образом менялось: началось становление института выборного посадничества, полномочия к-рого заметно ограничивали княжескую власть, произошло обретение Новгородом «вольности в князьях». По мнению Янина, именно при Всеволоде Мстиславиче, а не в результате его изгнания в 1136 г., как традиционно считалось в науке, в Новгороде сформировалось посадничество нового типа. Этим процессам в немалой степени способствовала позиция Мстислава Владимировича и зависимого от него в своей политике Всеволода Мстиславича, стремившихся сделать Новгород, как и Киев, наследственным владением, что приводило как к усилению попыток контролировать Новгород из Киева, так и, напротив, к политическим уступкам князей новгородскому боярству. Одной из важнейших уступок стало согласие на поставление посадников из новгородцев. В 20-х гг. XII в. кн. Всеволод и новгородцы боролись за право поставлять посадников. В 1120 г. из Киева в Новгород был прислан посадник Борис, в 1126/27 г. новгородцы «вдаша посадничество» своему ставленнику Мирославу Гюрятиничу, затем посадником стал близкий родственник кн. Мстислава новгородец Завид Дмитрович. После смерти последнего в Новгороде отказались принять присланного из Киева Данилу. Вероятно, для решения этого вопроса кн. Всеволод в 1130 г. отправился к занимавшему киевский стол отцу, к-рый, как можно думать, согласился на то, чтобы посадничество получил новгородец Петрила Микульчич. Можно предположить, что в Киев Всеволода Мстиславича сопровождал И., к-рый, вероятно, поддерживал князя, являвшегося покровителем Новгородской кафедры. Др. причиной поездки Новгородского архиерея могло быть участие во встрече прибывшего в Киев летом 1130 г. митр. Михаила (глава Русской Церкви после скончавшегося в 1126 митр. Никиты). В Киеве И. в присутствии митрополита отказался от кафедры. Причиной этого поступка, вероятнее всего, стал конфликт И. с новгородцами вслед. поддержки епископом кн. Всеволода. Впосл., при новом Новгородском еп. св. Нифонте, по-видимому противнике кн. Всеволода (арестованные по решению новгородского веча в 1136 князь и его семья содержались в заключении на епископском дворе), самовольное оставление И. кафедры было расценено как каноническое преступление и повлекло за собой невключение имени И. в синодик Софийского собора, позднее упоминания И. были исключены из владычной летописи. (Неправомерной представляется т. зр. А. Е. Мусина, к-рый вслед за М. Н. Тихомировым видит причину ухода И. с кафедры в противоречиях между князем и епископом по вопросу о материальном снабжении Церкви (Мусин. 1998. С. 204; ср.: Тихомиров М. Н. Крестьянские и городские восстания на Руси XI-XIII вв. М., 1955. С. 170-181). О существовании таких противоречий во время И. неизвестно.)В 1130 г. И. «отвьржеся... Новагорода, и поставиша архепископа Нифонта, мужа свята и зело боящяся Бога» (НПЛ. С. 22, 207). В списке Новгородских владык, предшествующем Комиссионному списку Новгородской 1 летописи (восходит к новгородскому владычному своду кон. 60-х гг. XII в.), говорится, что «Иван Попьян, седев 20 лет, отвержеся архиепископья; сего не поминают» (Там же. С. 473). В перечне Новгородских архиепископов в статье под 989 (6497) г. данного списка говорится более кратко: «Иоанн Попиан, тъ, седив 20 лет, отвержеся архиепискупьи» (Там же. Стб. 163).


De lingua slulta incommoda multa


Сказали СПАСИБО 1 пользователь:
Proshka

#10 Оффлайн   Верстак

Верстак

    Эксперт сфрагистики

  • Модераторы
  • 1 244 сообщений
  • 1044 спасибо

Отправлено 13 Октябрь 2015 - 11:54

№8

Святой Николай -печать Епископа.неопределенная вислая печать.

Регион находки Украина

6214558m.jpg6202270m.jpg6203294m.jpg

 

http://auction.violi...pechat-episkopa


De lingua slulta incommoda multa


#11 Оффлайн   Верстак

Верстак

    Эксперт сфрагистики

  • Модераторы
  • 1 244 сообщений
  • 1044 спасибо

Отправлено 13 Октябрь 2015 - 01:04

№9

Печать Митрополита Кирилла I

6208400.jpg

6165393m.jpg6217616m.jpg6215568m.jpg6205328m.jpg

 

 

Сведений о митрополите Кирилле I почти не сохранилось, и в русских летописях он не упоминается. Единственное упоминание о нём осталось в Киево-Софийском помяннике, которым пользовался Захария Копыстенский, наместник и потом архимандрит Печерский.

Есть упоминание, что в 1050 году митрополит Кирилл служил при Ярославе Мудром. Следовательно, можно предположить, что на Киевской кафедре он находился между 1049 и 1051 годами, то есть между митрополитом Феопемптом, умершим в 1049 году, и митрополитом Иларионом, поставленным в 1051 году.

Сведения о некоем митрополите Кирилле, преемнике Феопемпта появляются только с XVI века.


De lingua slulta incommoda multa


Сказали СПАСИБО 1 пользователь:
Proshka

#12 Оффлайн   Верстак

Верстак

    Эксперт сфрагистики

  • Модераторы
  • 1 244 сообщений
  • 1044 спасибо

Отправлено 18 Октябрь 2015 - 12:32

№8

Вислая печать Полоцкого епископа Дионисия, диаметр 28мм., место находки: г. Полоцк (погрудное изображение Богородицы Знамение - греческая надпись: "Печать Дионисия епископа Полоцкого").

7846340m.jpg7847364m.jpg


De lingua slulta incommoda multa


Сказали СПАСИБО 1 пользователь:
Proshka

#13 Оффлайн   Верстак

Верстак

    Эксперт сфрагистики

  • Модераторы
  • 1 244 сообщений
  • 1044 спасибо

Отправлено 20 Октябрь 2015 - 01:21

№9

Печать актовая вислая киевского митрополита Кирилла I. Киев. 1225-1233 гг.

Читайте далее: http://novgorodmuseu...l#ixzz3p6N2RGx8

6182476.jpg

6182476m.jpg


De lingua slulta incommoda multa


Сказали СПАСИБО 1 пользователь:
Proshka

#14 Оффлайн   Верстак

Верстак

    Эксперт сфрагистики

  • Модераторы
  • 1 244 сообщений
  • 1044 спасибо

Отправлено 20 Октябрь 2015 - 01:22

№10

Печать актовая вислая новгородского архиепископа Давида. Новгород. 1309-1325 гг.

Читайте далееhttp://novgorodmuseu...l#ixzz3p6NfAXTG

6218319.jpg

6218319m.jpg


De lingua slulta incommoda multa


Сказали СПАСИБО 1 пользователь:
Proshka

#15 Оффлайн   Верстак

Верстак

    Эксперт сфрагистики

  • Модераторы
  • 1 244 сообщений
  • 1044 спасибо

Отправлено 13 Ноябрь 2015 - 12:18

№11

2 Вислые печати епископа Нифонта, епископа Новгорода 1131-1156

На печатях написано Пресвятая возри на меня, Нифонта Новоградоу (Новгородского) 

Нифонт, епископ Новгорода (1131-1156 )гг.

Регион находки Украина Івано-Франковская область Городенковский район

6459180m.jpg6463276m.jpg

6447916m.jpg6455084m.jpg


De lingua slulta incommoda multa


Сказали СПАСИБО 1 пользователь:
Proshka

#16 Оффлайн   Верстак

Верстак

    Эксперт сфрагистики

  • Модераторы
  • 1 244 сообщений
  • 1044 спасибо

Отправлено 13 Март 2017 - 10:43

№12

Вислая печать Митрополита Руси Константин 2 1167-1174

Регион находки Украина

37733243.jpg 37733245.jpg


De lingua slulta incommoda multa


Сказали СПАСИБО 1 пользователь:
Proshka

#17 Оффлайн   Верстак

Верстак

    Эксперт сфрагистики

  • Модераторы
  • 1 244 сообщений
  • 1044 спасибо

Отправлено 13 Март 2017 - 10:45

№13

Вислая печать Мануила епископа Смоленского 11 век

Регион находки Украина

Форум Виолетта

цена на 12.03.2017год составила 3550 грн.эквивалент 132у.е.

37814370.jpg 37814371.jpg


De lingua slulta incommoda multa


Сказали СПАСИБО 1 пользователь:
Proshka



Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных